Категория: Эксперты и мнения

[ интервью ]

Елена Богачева более 15 последних лет посвятила теме spa и wellness; стала первым российским членом Международной Ассоциации Спа; разработала несколько учебных курсов для персонала спа; является автором книги «Спа-мания - диагноз века», а также ряда методических пособий и статей на тему spa и wellness. Создала некоммерческую организацию, которая признана сегодня мировым спа-сообществом и помогает российскому спа-бизнесу. Мечтает увидеть Россию лидером в области spa и wellness. Считает себя не просто вправе, но и обязанной делиться знаниями, опытом, навыками в области spa и wellness.

  • Елена, Вы являетесь президентом SWIC. Какие ценности пропагандирует это общественное объединение?
  • SWIC – это аббревиатура английского названия нашей организации – Spa and Wellness International Council. А по-русски она называется «Международный Совет по развитию индустрии спа и веллнесс». И это название, в принципе, говорит за себя: мы объединяем усилия всех, кому не безразлична судьба концепции спа и веллнесс.

    Организация имеет некоммерческий характер, все наши активисты работают безвозмездно. Мы не нацелены на принятие в наши ряды как можно большего числа членов, и это отличает нас от других общественных организаций. Слово «Совет» означает, что мы делаем акцент на информационной поддержке всех категорий специалистов, работающих в отрасли: от руководителей до массажистов. И наконец, мы хотим, чтобы развитие индустрии спа и веллнесс в нашей стране стало общим делом всех заинтересованных в этом людей. Не ждать, когда «сверху» нам навяжут нормативы и требования, а создавать и утверждать их.

  • Какова миссия SWIC?
  • Миссия Совета – стимулировать и содействовать развитию цивилизованного рынка спа и веллнесс в России, странах СНГ и странах, имеющих общие традиции и общую целевую аудиторию с нами.

  • Какие стратегические цели стоят перед SWIC? Почему это важно для российской спа-индустрии?
  • С первых дней создания Совета мы поставили в качестве приоритетной цели стандартизацию отрасли спа и веллнесс и признание России мировым сообществом в качестве популярной спа-дестинации. Успех на этих важнейших направлениях будет означать, что Россия займет одно из ведущих мест на мировом рынке спа и веллнесс-туризма.

    Приоритетная ЦЕЛЬ SWIC: ПРИЗНАНИЕ РОССИИ мировым сообществом В КАЧЕСТВЕ популярной СПА-ДЕСТИНАЦИИЕ.Богачева

    Обе цели казались нам поначалу отдаленными, стратегическими направлениями. И если решение второй задачи действительно пока – дело будущего, то первой цели нам почти удалось достичь. Мы инициировали разработку первых в истории национальных стандартов – ГОСТов на спа-услуги на федеральном уровне и получили серьезную поддержку со стороны государственных структур. А пока велась работа и принятие государственных стандартов, мы разработали и начали распространять корпоративные стандарты понятийного аппарата, проектирования спа и консалтинговой деятельности в этой сфере.

  • Каких результатов и позитивных изменений уже удалось достичь?
  • За три с небольшим года своего существования мы реализовали три важнейших проекта: собрали и издали первый русскоязычный справочник «Красные страницы спа». Помимо того, что этот справочник стал надежным подспорьем для потенциальных клиентов спа, работа над ним позволила собрать и систематизировать разрозненную, подчас не доступную широкой аудитории информацию о спа России, Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы и Казахстана.

    Учрежденная нами премия «Perfect Spa» -это проект SWIC, нацеленный на оценку и стимулирование наших спа работать в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами. Каждый год мы оцениваем и награждаем лучшие коллективы всех категорий спа, причем наш конкурс стал популярен не только в России. Нашими номинантами становятся спа из ряда других стран.

    И все же, самым серьезным достижением нашей организации мы считаем разработку двух ГОСТов на немедицинские спа-услуги, а также введение в Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) новых кодов – на спа-услуги. Значимость этих достижений не только в том, что термин «спа» прозвучал на государственном уровне и стал легальным. Мы создали предпосылки развития для самого динамичного и емкого сегмента рынка – спа в отелях. Необходимость получения медицинской лицензии, хотя многие об этом не задумывались, тормозила активность на рынке международных отельных операторов. Первые спа в отелях даже в Москве появились лет через десять после спа-салонов. Независимо от сопротивления и препятствий со стороны не заинтересованных в этом сегменте ведомств, процесс развития рынка немедицинских спа-услуг вряд ли обратим. Вслед за Россией наша редакция ГОСТа была принята в Белоруссии.

  • Кто поддерживает вашу общественную организацию со стороны государственных органов власти?
  • Мы не рассчитывали изначально на такую поддержку, хотя были готовы и открыты как к сотрудничеству, так и к лоббированию интересов рынка в государственных структурах. Однако при разработке ГОСТов мы получили и понимание, и поддержку со стороны Федерального Агентства по Техническому регулированию (Росстандарт). Благодаря этой поддержке нам удалось отстоять право на существование в России немедицинских спа-услуг.

    У нас сложились хорошие партнерские отношения с федеральным отраслевым институтом - Российским Научным центром медицинской реабилитации и курортологии. Многие его сотрудники консультируют нас, дают экспертные оценки, а ведущий специалист РНЦМРиК Глеб Николаевич Барашков возглавляет комитет экспертов в Совете SWIC.

    Совсем недавно мы установили рабочие контакты с созданной Правительством Москвы некоммерческой организацией «Конгрессно-выставочное бюро» и очень рассчитываем на серьезные совместные проекты.

  • Елена, Вы пропагандируете качественные услуги в спа и разрабатываете специальные стандарты. Как скоро, на Ваш взгляд, удастся стандартизировать российский рынок спа и что это дает?
  • ТЕРМИН «СПА» прозвучал на государственном уровне и СТАЛ ЛЕГАЛЬНЫМ. Созданы ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ для самого динамичного сегмента рынка – СПА В ОТЕЛЯХ

    Первые кирпичики мы уже заложили, и следует отметить, что нигде в мире нет подобного прецедента. И мы не стремимся к изданию огромного числа регламентирующих документов, хотя планируется разработка стандартов качества сервиса, возможно, и в формате ГОСТа. Но главное- внедрение и применение как национальных, так и корпоративных стандартов. ГОСТы не носят сегодня обязательного характера. Корпоративные стандарты также являются рекомендательными. Их применение – дело совести и профессиональной чести тех, кто создает проекты и оказывает услуги спа. Для этого мы проводим информационно-просветительскую работу на рынке, объясняя работодателям, что без стандартизации всех процессов в спа успех вряд ли возможен. Пока еще более 60% российских клиентов спа предпочитают получать эти услуги за рубежом.

  • Есть ли у вас специальный образовательный кластер для проектов спа и гостеприимства?
  • В Совете SWIC работает комитет экспертов, в составе которого ведущие ученые-курортологи и косметологи, успешные руководители спа и профильных организаций, представители отраслевых СМИ. Мы поставили задачу выстроить в России систему – именно систему, а не очередное учебное заведение профессиональной подготовки кадров для спа. Но это длительный процесс, требующий согласования с целым рядом ведомственных структур. На сегодняшний день образование кадров для спа и веллнесс – это острая и трудноразрешимая проблема. С одной стороны, существующие школы и курсы не закрывают растущие потребности рынка. С другой стороны, в связи с отсутствием системы стажировок, стремлением работодателей обезопасить себя, получающие дорогостоящее образование специалисты не имеют гарантий трудоустройства. Стабильный и предсказуемый спрос на спа-специалистов у нас пока отсутствует. То же самое относится к руководящему персоналу – спа-менеджерам. Каждый владелец спа мечтает получить опытного управленца. А вчерашние студенты, даже с самыми надежными дипломами мало кому интересны.

    В рамках Совета SWIC создана экспериментальная образовательная структура – Universal Wellness Training Center. Основные усилия мы сосредоточили на целевой подготовке коллективов спа на этапе проектов – от менеджера до спа-технологов.

  • Поддерживает ли SWIC новые проекты в спа-индустрии? Какие инструменты существуют у вас для этого?
  • Наша организация может и оказывает экспертную консультационную поддержку новым проектам, в том числе и международным спа-операторам, которые нередко испытывают нехватку открытой и объективной информации по условиям ведения бизнеса на нашем рынке. В Совет часто обращаются владельцы и руководители спа за помощью в поиске и рекрутировании персонала, проведении ассессмента. Среди членов Совета есть и консалтинговые компании, и компании-партнеры, которые могут создавать проекты «под ключ». Наша роль заключается в том, чтобы помочь заказчикам и контрагентам найти друг друга. Ведь практически все ведущие игроки нашего рынка являются либо членами SWIC, либо нашими стратегическими партнерами. Мы поддерживаем постоянные рабочие контакты с зарубежными экспертами и консультантами, а также с мировыми спа-операторами, и при необходимости, можем организовать поиск зарубежных партнеров и контрагентов для  российских инвесторов.

    В этом году мы впервые проводим свое масштабное мероприятие – Конгресс SWIC. Он призван стать ключевым информационным и обучающим мероприятием, в том числе и для руководителей новых проектов.

  • Какие стратегические цели Вы ставите перед собой лично?
  • Моя приоритетная цель может показаться пафосной – вывести Россию в число лидеров мирового рынка спа и веллнесс. Для этого я не только уделяю значительную часть своего времени работе в Совете SWIC, но и веду активную деятельность в международном профессиональном сообществе – участвую во всех ключевых мероприятиях, организовываю поездки и выступления российских экспертов за рубежом, продвигаю российские спа для участия в мировых конкурсах.

    SWIC оказывает экспертную КОНСУЛЬТАЦИОННУЮ ПОДДЕРЖКУ новым проектам, в том числе и международным СПА-ОПЕРАТОРАМ, представляя открытую и ОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ по условиям ведения бизнеса на нашем рынке

    SWIC, как ведущая общественная организация России, был достаточно быстро признан мировым спа-сообществом. Когда российские спа начнут занимать первые места в мировых рейтингах, я буду считать свою миссию выполненной.

  • Изменила ли Вас работа в общественном объединении? Как именно?
  • Общественной работой я занималась всю сознательную жизнь. Это далеко не первый мой опыт. Но сегодня я посвящаю этой сфере жизни более половины всего своего времени - причем, не только рабочего. Не могу сказать, что я изменилась за последние три-четыре года. Готовность отдавать, не получая и делиться, имея малое, у меня была и раньше. Но не было столь важных объектов приложения усилий. Начав в конце 90-х, в условиях отсутствия спроса, формировать в России рынок спа, я как будто присягнула на верность этому рынку, и считаю себя обязанной довести начатое до конца. Со мной в Совете работают люди, которые являются моими абсолютными единомышленниками и готовы делать безвозмездный вклад в общее дело. Это придает мне сил и уверенности в том, что у СПА в России есть будущее!

Беседовала Анна Юрченко, главный редактор Издательского Дома SPA MEDIA