Категория: Эксперты и мнения

Министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Светлана Балаева предложила ввести "звезды" для российских санаториев по аналогии с гостиницами. Давайте разберемся, могут ли получить «звезды» российские здравницы.

История с ранжированием санаториев не нова. Около 700 из 1800 санаториев России уже прошли добровольную сертификацию по «отельным» критериям (состояние номерного фонда, инфраструктуры и общепита). Кроме того, туроператоры самостоятельно ранжируют санатории: делается это, в основном, исходя из стоимости оказываемых ими услуг.

Безусловно, при оценке здравниц справедливо ранжирование, которое учитывает состояние как номерного фонда, так и лечебной базы.

Если с «отельными» критериями все уже понятно, то единых стандартов для оценки медицинской части на данный момент нет, аккредитации она не подлежит. Хотя, например, у ГК SPA MEDIA разработаны собственные стандарты для оценки медицинской части санаториев: на наш взгляд, одними из основных критериев для оценивания санаториев и присвоения определенной категории, являются уникальность медицинских услуг, технологий и оборудования, а также качество их оказания.

Министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Светлана Балаева считает что единый классификатор для санаториев – современная необходимость. Она предлагает разработать его по аналогии с системой оценивания для гостиниц. Светлана и ее коллеги также говорят о том, что классификация должна быть обязательной на федеральном уровне. «Это система, похожая на привычную классификацию отелей, но с учетом уровня и качества санаторно-курортных услуг. Ее введение поможет гостям лучше ориентироваться в разнообразии организаций.»

«Предложения по наполнению классификатора уже направлены в министерство здравоохранения,» – цитирует пресс-служба министерства слова министра.

По информации «Интерфакса» санаторно-курортная сфера Краснодарского края включает более 200 организаций, общая емкость которых порядка 100 тысяч мест (21% от общего объема в стране). На базе кубанских здравниц функционирует 103 бальнеологических и 96 грязевых отделений. Они реализуют более 500 уникальных оздоровительных и лечебных программ с использованием местных природных ресурсов. Ежегодно кубанские санатории посещают до 1,5 млн человек.

Мнения представителей туристического рынка по вопросам классификации разделились.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) считают, что официальная система оценивания для здравниц будет побуждать учреждения к улучшениям, а клиенты смогут более обоснованно выбирать среди множества предложений. На вопрос, смогут ли санатории проходить сертификацию в АТОР ответили: «Проблем при введении обязательной сертификации у большинства здравниц не возникнет. Если отталкиваться от стоимости сертификации отелей (от 50 до 100 тыс. рублей) и инфраструктуры, которая развита у большинства санаториев, то получить "звезды" без особых сложностей смогут около 60% из них.»

Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин» считает, что номинировать на «звезды» комплекс услуг, связанный одновременно с лечением и размещением, вряд ли возможно. «Сейчас в попытке как-то ранжировать санатории туроператоры нередко делают это виртуально, исходя из стоимости оказываемых ими услуг. Обычно это разделение на санатории бюджетного, среднего или высокого уровня», – поясняет эксперт. При этом, по мнению Сергея, уместно сертифицировать только отельный блок, и в этом случае и туристам, и турбизнесу будет понятнее, какой сервис их ждет при проживании.

На наш взгляд, система оценивания санаториев должна отличаться от системы оценивания отелей. Важно понимать, что две составляющие (отельная и медицинская) в одном санатории могут быть развиты по-разному. При этом, выбирая санаторий по количеству присвоенных звезд, клиент будет руководствоваться общепризнанным пониманием звездности для отелей, и его ожидания могут не соответствовать действительности. Таким образом, на наш взгляд звездность, как единственная оценка применяться не должна. Правильнее будет разделить две системы оценивания: одна, как и прежде, будет оценивать номерной фонд и другие отельные критерии, а вторая – медицинскую составляющую санатория. Таким образом, клиент получит реальную оценку предлагаемого ему объекта и не будет введен в заблуждение.