Категория: Закон и норма

Нарастает внимание к игрокам рынка коммерческой медицины как со стороны Роспотребнадзора, так и со стороны Федеральной налоговой службы. Уже сейчас регуляторы говорят о том, что клиникам (и частным, и государственным) необходимо привести прайс-листы и фискальную документацию в соответствие с утвержденной приказом Минздрава №804н от 13 ноября 2017 года номенклатурой медицинских услуг, и уже штрафуют нарушителей.

Эксперты и представители отраслевых профобъединений считают, что избежать эскалации конфликта и умножения санкций, не удастся до тех пор, пока действующий с 1 января перечень медуслуг не будет актуализирован с учетом реальной клинической практики.

В саморегулируемой организации «Межрегиональное некоммерческое партнерство стоматологических ассоциаций «Лига» отмечают неадекватность происходящего: «Налоговые органы требуют, чтобы в чеках на оплату медицинских услуг, выписываемых медицинскими организациями, были отражены коды медуслуг согласно приказу Минздрава №804н. То есть, медицинская организация не может взымать деньги за медицинскую услугу, которая не предусмотрена в Номенклатуре медицинских услуг, а соответственно, и оказывать ее пациентам», – говорит председатель правления Анна Распопова руководителю ФАС Игорю Артемьеву в обращении от 29 января 2018 года.

«С точки зрения юридической науки приказ об утверждении номенклатуры медицинских услуг – абсолютный нонсенс. В нем не указано, в каких целях вводится номенклатура, кто должен ее применять, в какой форме, в каких случаях, в какие сроки и т. д., и т. п. В приказе нет вообще никаких разъяснений и рекомендаций», – заявляет генеральный директор клиники «Дента Люкс» Георгий Безвестный.

Участники СРО «Лига» в принципе считают, что предъявлять подобные требования частным коммерческим медучреждениям, не задействованным в оказании медпомощи по программе госгарантий, нельзя. Перечень медуслуг в свое время создавался исключительно в помощь государственным учреждениям, работающим в системе ОМС, утверждает юрист «Лиги» Наталья Розанчугова, ссылаясь на тематический ведомственный приказ, подписанный в 2004 году замминистра Владимиром Стародубовым и разъясняющий цели создания номенклатуры. В том числе, например, достижение единообразия ассортимента услуг в ОМС и ДМС. Медорганизации, оказывающие услуги по программе госгарантий, действительно строго следуют номенклатуре, поскольку за этим следит фонд ОМС.

В ФАС обращение СРО «Лига» получили, однако за отсутствием конкретных сведений и фактов нарушения антимонопольного законодательства, рассматривать не стали. Vademecum также отправил запросы в Роспотребнадзор и ФНС, однако они также остались без ответа.

Противоречия в толковании требований номенклатурного регламента обострила начатая в 2017 году фискальная реформа – юридические лица стали принимать оплату через онлайн кассы, заменившие традиционные расчетные аппараты и отправляющие данные о каждом выданном чеке напрямую в налоговую службу.

«До введения онлайн касс чеки в таком виде, в каком мы сегодня с ними работаем, просто не существовали. Приходила налоговая инспекция, смотрела контрольно кассовую ленту и все. Ее интересовали только деньги. А сейчас она видит полный расклад и говорит: номенклатура дала вам правильные названия медуслуг, ребята, так будьте добры эти названия и применять», – описывает конфликт операторов и контролеров один из участников косметологического рынка.

Несогласные с такой постановкой вопроса клиники – как частные, так и государственные – пытались оспаривать штрафы: в картотеке судебных дел обнаружены документы по четырем «номенклатурным» тяжбам, общая сумма штрафов по которым оказалась невелика – порядка 70 тысяч рублей. Но в данном случае, считают представители профсообщества, значение имеет не размер взыскания, а накапливающиеся прецеденты.

Минздрав с уточнениями требований приказа №804н не спешит. Единственный документ, поясняющий логику авторов номенклатуры, есть в базе «Консультант Плюс»: в письме за подписью заместителя директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно курортного дела Минздрава Екатерины Каракулиной сказано, например, что «проведение эпиляции» – это медицинская услуга, а «восковая эпиляция» или «сахарная эпиляция» – процедуры косметические, к медицине отношения не имеющие и потому в номенклатурный перечень Минздрава не попадающие.

Предположим, что всех нюансов быстро меняющейся конъюнктуры коммерческого рынка медуслуг регуляторы учесть не могут. Но как быть с тем набором опций, которые операторы уверенно называют базовыми, но в действующем перечне Минздрава тоже не находят? Например, Елена Москвичева – аналитик косметологического рынка, не обнаружила в перечне активно применяемую в эстетических клиниках карбокситерапию и обратилась в Минздрав с запросом, как обозначать эту процедуру в документах. «В министерстве посоветовали прокодировать эту услугу в прайс листе как «инъекционное введение препаратов в очаг поражения кожи», – рассказывает Москвичева. – Хорошо, но только «плазмотерапии» и «ультразвукового лифтинга» в номенклатуре тоже нет».

Большинство операторов самых коммерциализированных сегментов рынка – стоматологи, косметологи – сходятся во мнении, что претензиями к прейскурантам и фискальным документам регуляторы не только сдерживают их маркетинговую активность, но банально используют нормативную неопределенность для штрафного прессинга.

Есть на рынке игроки, выбравшие соглашательскую позицию. «Никаких проблем с номенклатурой у нас не возникало, – свидетельствует генеральный директор Центра медицинской косметологии «Петровка Beauty» Наталья Бужинская. – Если вы посмотрите на наш прайс лист, то увидите, например, услугу «введение инъекционных тканевых наполнителей», она прокодирована ровно как в номенклатуре, но ниже в прайс-листе мы перечисляем различные препараты, которыми можно эту услугу оказать. В чек мы эту «расшифровку» не вставляем. Роспотребнадзор нас проверял – все было в порядке».

За основательное изменение регламента выступает СтАР, заключившая соглашение о сотрудничестве с Центром экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭКК МП) Минздрава и уже предложившая регуляторам внести в перечень медуслуг 20 новых позиций. В ассоциации рассчитывают, что эксперты ЦЭКК МП оперативно рассмотрят их предложения, перенаправят Минздраву, а ведомство в течение ближайших двух трех месяцев внесет их в виде правок в приказ №804н.

По информации Vademecum, свои предложения по наполнению перечня в Минздрав направила и Ассоциация онкологов России.

Статья подготовлена по материалам сайта vademec.ru