Категория: Исследования рынков

Бизнес на основе медицинского франчайзинга – одна из немногих форм, которая активно развивается, несмотря на кризис и негативные экономические факторы. Основное направление медицинского франчайзинга – диагностика. В 2015 году объем российского рынка частных медицинских лабораторий, которые работают по системе франчайзинга, составил порядка 10 млрд. рублей.

В странах Европы и других странах медицинский франчайзинг развивается весьма масштабно. В России этот рынок растет ежегодно на 20-30% в денежном объеме. Интересно, что развитие франчайзинга в России происходит неравномерно: это во многом зависит от уровня развития того или иного бизнеса в конкретном регионе, а также от экономического развития этой территории.

Однако в любом случае растет спрос на диагностические услуги, этот франчайзинг активно развивается не только в крупных мегаполисах, но и в региональных сетях. Этому активно способствует сокращение государственного сегмента лабораторных услуг. Кроме того, в любых кризисных условиях население все равно вынуждено заботиться о своем здоровье.

Если рассматривать франшизу медицинской лаборатории, то вход на этот сегмент бизнеса достаточно удобный и гибкий. Стоимость первоначальных инвестиций от 1 до 4 млн. рублей, окупаемость от 2 до 3 лет. Конечно, любой бизнес имеет свои риски, поэтому особое внимание надо уделять не только бренду, но и условиям вхождения, поддержки, дополнительным услугам и программам, которые обеспечивают франчайзеры своим франчайзи.

Франчайзинг – это в первую очередь средний и маленький бизнес, а кризис – это всегда новые возможности. Такой небольшой бизнес будет приемлем для многих инвесторов, которые готовы рискнуть.

Рудем Газиев, генеральный директор ООО «Лаборатория Гемотест»

Аналитики медицинского бизнеса прогнозируют открытие множества клиник по франшизам лидеров этого рынка. Благодаря франшизам уже налаженного медицинского бизнеса множество российских предпринимателей смогут открыть свои клиники. Стоит учесть, что речь идет о здоровье населения, поэтому здесь будет очень важна ответственность франчайзи, тесное взаимодействие с головной компанией. В отличие от франчайзинга в области, например, фаст-фуда медицина не допускает «свободы действий», важно тщательно копировать схему работы франчайзера. Нужно также контролировать качество работы франчайзинговой точки.

Российская Ассоциация Франчайзинга (РАФ) отмечает, что поддержка стартапов во франчайзинговой сфере поможет восстановлению российской экономики после кризиса, так что франчайзинг – важный этап в прохождении Россией кризисного времени. Важно также стимулировать регионы к расширению франчайзинговой сферы бизнеса и развивать систему подготовки кадров. Сейчас франчайзи могут рассчитывать на государственную и банковскую поддержку.

Медицинский франчайзинг априори был успешен. В целом на рынке сейчас, скорее, стагнация, чем спад. Так что небольшой бизнес, который мы предлагаем, будет приемлем для многих инвесторов. Здравоохранение – одна из тех отраслей, которая менее всего страдает. 2016 и 2017 годы я оцениваю как очень перспективные для инвестиций в нашу отрасль. В пятилетнем горизонте это будет больше тысячи адресов новых точек.

Рудем Газиев, генеральный директор ООО «Лаборатория Гемотест»