Категория: Маркетинг

Если повесить рекламный баннер на центральной улице города – его увидят тысячи людей, но большинство из них не придут и ничего не купят. Возможно, некоторые запомнят слоган или название заведения. Помимо наружной рекламы, есть еще десятки площадок, на некоторых из них можно продвигаться с лучшим результатом. В этой статье расскажем, как выбрать рекламный канал в интернете и рассчитать его эффективность.

Какие каналы рекламы существуют?

Телевидение, радио, наружные баннеры, листовки, журналы или газеты – все это каналы рекламы. Но в этой статье речь пойдет об источниках рекламы в интернете. Если услуга сравнительно недорогая – большая часть клиентов не хочет усложнять себе жизнь. Они находят заведения случайно, например, увидев вывеску на доме. Либо выбирают их с помощью сарафанного радио или находят рекламу в интернете. Но проблема в том, что в сети существует много видов рекламы. У каждого свои преимущества. Какие каналы стоит выбрать вам зависит от специфики бизнеса.

Теперь представим небольшой ликбез по видам рекламы в интернете:

Контекстная реклама

Контекстная реклама нацелена на людей с определенными интересами. Если правильно ее настроить, то объявление увидит максимально целевая аудитория.

effective advertising channel 01

Медийная реклама

Медийная реклама – это баннеры, видео и аудио, которые вы видите на разных сайтах.

effective advertising channel 02

Тизерная реклама

Тизерная реклама – это небольшая картинка с текстом, похожая на маленький баннер.

effective advertising channel 03

Реклама в социальных сетях

Реклама в социальных сетях включает в себя таргетинг, рекламные публикации в популярных группах, чатах, на страницах известных людей и многое другое.

effective advertising channel 04

Другие площадки для рекламы

Другие площадки для рекламы – например, каталоги, справочники, карты. Обычно здесь владельцы бизнеса оставляют подробную информацию о компании, рассказывают об акциях, отвечают на отзывы. Важно поддерживать все данные в актуальном состоянии, чтобы клиенты без труда могли связаться с вами.

effective advertising channel 05

Как выбрать рекламный канал в интернете?

Для начала изучите его целевую аудиторию, узнайте больше о формате. Это поможет понять, подходит ли конкретный канал для продвижения вашего продукта или услуг.

Но, пожалуй, не менее важный показатель – это прозрачность канала. Прозрачность отражает, можете ли вы измерить канал, получить с него данные и проанализировать действия клиентов.

Представьте, что вы вложили в рекламу 70 тысяч рублей, получили 200 кликов на кнопку «Показать телефон». Цифры не отражают, сколько клиентов пришло в итоге и сколько денег они принесли. Это бесполезные факты, которые говорят лишь о том, что люди нажимали на кнопки.

Прозрачные данные – это количество звонков и записей, средний чек. Если вы понимаете, что получите их и сможете проанализировать – значит, рекламный канал стоит внимания.

Например, по номеру, который вы оставили в каталоге, позвонили 200 человек, из них 150 записались и принесли вам 300 тысяч рублей. Обладая этой информацией, вы уже можете рассчитать цену за клиента.

Постоянно ищите новые каналы: благодаря им каждый клиент может стоить дешевле. И не забывайте, что конкуренты так же все время ищут максимально эффективные каналы продвижения.

Есть сервисы, которые предоставляют партнерам подробную статистику, с помощью которой можно рассчитать эффективность рекламной кампании. (Примером такого сервиса является zoon.ru). При этом можно видеть не только свои показатели, но и следить за конкурентами.

Как рассчитать эффективность рекламного канала в интернете

Если вы рассчитаете показатели эффективности каждого рекламного канала, то поймете – вкладываете ли вы деньги в рекламу или понапрасну тратите. Основных показателей эффективности четыре:

  • ROI (return on investment) – разница между выручкой и прямыми расходами. Этот показатель рассчитывается в момент первого обращения клиентов и показывает, окупаются ли ваши вложения.
  • LTV (lifetime value) – это выручка, которую компания получает за время работы с одним клиентом, обычно ее считают за год.
  • CAC (customer acquisition cost) – это соотношение количества всех клиентов к стоимости канала. Показатель отражает сколько стоит один клиент.
  • Прямые расходы – расходы на обслуживание новых клиентов. Процент от выручки мастеру или расходники входят в эту категорию. Аренда или амортизация – нет. Только то, что потратили на одного конкретного клиента.

Чтобы рассчитать показатели одного канала, выделите на него отдельный телефонный номер. Так вы точно будете знать, откуда пришел клиент. Не перекладывайте эту задачу на администратора: если он забудет посчитать звонки или не запишет рекламный канал, то вы не получите точную информацию. Оптимальный вариант – настроить коллтрекинг с отдельным номером. Например, можно воспользоваться Calltouch, Roistat или любым другим решением. Измерять эффективность можно уже через месяц после запуска. Давайте попрактикуемся на цифрах.

Дано: 1 000 звонков.

Найти: годовую прибыль от новых клиентов.

Решение: нужно последовательно рассчитать LTV, CAC, прямые расходы и прибыль.

Постоянный цикл поиска эффективных каналов:

effective advertising channel 06

Как посчитать LTV

Формула: LTV = средний чек × количество новых клиентов + средний чек × количество повторных визитов × число клиентов, которые вернулись

Расчет: Изучить свою статистику вы можете в личном кабинете на zoon.ru

  • Всего 1000 звонков;
  • Статистика говорит: было 300 записей, 250 человек – новые клиенты, которые воспользовались услугой и заплатили деньги;

Число повторных визитов зависит от сферы вашего бизнеса. В салоны красоты клиенты возвращаются чаще, чем четыре раза в год. А вот у ресторанов этот показатель может быть меньше.

  • По опыту знаем, что возвращается обычно половина новых клиентов. В нашем случае это 125 человек.
  • Также знаем, что за год один клиент обращается в среднем четыре раза: первый визит + три повторных;
  • Средний чек – 5 000 рублей.

LTV = 250 × 5 000 + 5 000 × 3 × 125 = 3 125 000 рублей

Как посчитать CAC

Формула: CAC = сумма вложений в рекламный канал за период + расходы на сотрудников, которые им занимались

Расчет:

  • Вложения в контекст – 650 000 рублей.
  • Фрилансеру заплатили за создание рекламной кампании 65 000 рублей.

САС = 650 000 + 65 000 = 715 000 рублей

Как посчитать прямые расходы (ПР)

Формула: ПР = стоимость работы мастера + стоимость расходных материалов +…× на количество всех записей

Расчет: Предположим, вы знаете, что общая сумма прямых расходов составляет половину от выручки:

ПР = 3 125 000 × 0,5 = 1 562 500 рублей

Как посчитать общие траты (ОТ) на канал

Формула: ОТ = САС + ПР

Расчет:

  • САС – 715 000 рублей.
  • ПР = 1 562 500 рублей.

ОТ = 715 000 + 1 562 500 = 2 277 500 рублей

Как посчитать ROI за год

Формула: Прибыль = LTV- ОТ

Расчет: Прибыль = 3 125 000 – 2 277 500 = 847 500 рублей

Как рассчитать ROI за первый визит

Формула: ROI = выручка с первого визита – расходы на канал – прямые расходы

Расчет:

  • Выручка с первого визита: 250 новых клиентов × средний чек (5 000 рублей) = 1 250 000 рублей.
  • Расходы на новых клиентов (CAC) – 715 000 рублей.
  • Прямые расходы – половина от выручки с первого визита, 625 000 рублей.

ROI = 1 250 000 - 715 000 - 625 000 = - 90 000 рублей

Если учитывать только ROI за первый визит, то кажется, что канал не окупается, ведь этот показатель убыточный. Но расчеты выше показывают, что на дистанции в год канал прибыльный и приносит почти в 10 раз больше (847 500 рублей), чем теряется за первый месяц (–90 000 рублей). Но это работает, только если клиенты возвращаются. Если не возвращаются – нужно срочно что-то менять в бизнес-схеме.

Сделайте такие расчеты по каждому каналу и соберите их в таблице. Это поможет оптимизировать расходы и вкладывать деньги в рекламу, а не тратить их впустую.

Коротко о главном

  • Изучите все доступные вам каналы рекламы.
  • Определите, в каких из них находится большая часть вашей целевой аудитории.
  • Учтите прозрачность каналов и цену рекламы.
  • Опираясь на эти показатели, выберите самый дешевый канал с вашей аудиторией. А лучше – два или три, чтобы можно было их сравнить.
  • Запустите рекламу и через месяц рассчитайте эффективность каждого канала, учитывая ROI, LTV, CAC и прямые расходы. Выберите лучший, пользуйтесь им.
  • Время от времени повторяйте эту схему вновь.

Об авторах:

Илья Мутовин, СЕО и основатель рекомендательного сервиса zoon.ru

Юлия Рыбникова, редактор (рекомендательного сервиса zoon.ru)