Категория: Персонал

Владельцы предприятий индустрии красоты знают, что одна из болей индустрии –«текучка» – постоянный уход сотрудников и найм новых. Мастера увольняются по разным причинам. Одни хотят сразу много зарабатывать и не выдерживают испытания реальностью. Другие после года работы начинают считать себя звёздами. Третьи уходят в свободное плавание.

Мы предлагаем рассмотреть систему SCARF, которую разработал и описал бизнесмен, исследователь и коуч Дэвид Рок. Она помогает руководителям создавать эффективную рабочую атмосферу и удерживать ценные кадры.

Система состоит из пяти ключевых компонентов, а название SCARF – это акроним, составленный из первых букв следующих слов:

  • Status – статус;
  • Certainty – определённость; 
  • Autonomy – независимость;
  • Relatedness – причастность;
  • Fairness – справедливость.

А ещё в английском языке слово scarf означает «шарф». Автор методики проводит яркую аналогию: успешный лидер носит такой «шарфик», создавая условия для раскрытия этих компонентов в конкретной команде.
Рассмотрим каждый элемент модели в отдельности и разбёрем, как его можно использовать в условиях бьюти-бизнеса.

1. Статус

Уважение и признание ученые отнесли к базовым потребностям ещё в 1975-м. Помните пирамиду Маслоу? Каждому мастеру важно ощущать себя нужным и значимым. И напротив, сотрудникам не нравится, когда их сравнивают с другими мастерами или публично критикуют. Это ставит под сомнение их статус и вызывает защитную реакцию.

Как быть руководителю? Дэвид Рок советует каждый день благодарить одного сотрудника. Это повысит статус коллег и создаст безопасную атмосферу. Также вместо критики можно попросить мастера самостоятельно оценить свою работу. В этом помогут вопросы о том, что получилось лучше всего, а что было сложным.

  • Регулярно выражайте признание достижений каждого сотрудника
  • Вместо публичной критики используйте метод самоанализа: спрашивайте сотрудников об их оценке собственной работы
  • Избегайте сравнений работников между собой
  • Ежедневно выделяйте время для благодарности хотя бы одному сотруднику

2. Определённость

Чем яснее будущее, тем безопаснее себя чувствуют сотрудники. Не стоит держать команду в неизвестности относительно ваших решений. Информируйте мастеров об изменениях, которые планируете. Расскажите о перспективах их роста. Если этого не делать, у сотрудников появляются страхи и тревоги. В таком состоянии сложно быть продуктивным.

Кроме этого, Дэвид Рок рекомендует давать завершать задачи перед постановкой новых и помогать выстраивать приоритеты.

  • Четко информируйте команду о предстоящих изменениях
  • Рассказывайте о перспективах карьерного роста
  • Помогайте сотрудникам расставлять приоритеты в работе
  • Дайте завершить текущие задачи перед постановкой новых

3. Независимость

Как людям творческим, бьюти-мастерам важна свобода в решениях и действиях. Чем больше вы ограничиваете сотрудников – в проборах, планах продаж, форме одежды и прочем, тем меньше они ищут новые, креативные пути в работе.

Самый главный враг автономности сотрудников – микроменеджмент. Он убивает интерес к работе и делает мастеров пассивными. Из-за этого у мастеров могут быть проблемы с мотивацией.

При этом не стоит впадать в крайности. Абсолютная свобода для креативных сотрудников также может быть большим стрессом.

  • Предоставляйте сотрудникам свободу в принятии решений
  • Не перегружайте излишними ограничениями
  • Поддерживайте творческий подход к работе
  • Дайте возможность проявлять инициативу

4. Причастность

Создавайте приятное и активное взаимодействие. Здоровую атмосферу в коллективе отравляют токсичные сотрудники. Есть специалисты, которые постоянно всем недовольны, у них часто есть претензии или своё экспертное мнение по каждому поводу. Также они могут критиковать других под видом шуток. Даже один такой сотрудник легко разрушает доверие и эмпатию в команде.

Подумайте, стоят ли его навыки нездоровой атмосферы в салоне. Ведь клиенты тоже чувствуют негатив.

  • Создавайте атмосферу взаимного уважения
  • Организуйте командные мероприятия
  • Следите за позитивной атмосферой в коллективе
  • Не допускайте токсичных сотрудников, разрушающих командный дух

5. Справедливость

Её отсутствие вызывает у сотрудников недоумение и агрессию. Повышайте тех мастеров, которые отличились, а не просто вам нравятся. Не лишайте бонусов всех из-за ошибки одного.

Бывает так, что устранение последствий работы проблемных сотрудников требует сил и времени. А на тех, у кого всё гладко, не обращают внимания и воспринимают их успехи как должное. В результате перспективные мастера чувствуют себя недооценёнными и начинают смотреть в сторону других барбершопов.

  • Поощряйте действительно отличившихся сотрудников
  • Не наказывайте всю команду за ошибки одного человека
  • Объективно оценивайте вклад каждого работника
  • Избегайте фаворитизма при принятии решений

Применение всех компонентов модели SCARF поможет создать комфортную рабочую среду, повысить мотивацию сотрудников и снизить текучесть кадров. Важно помнить, что все элементы взаимосвязаны и должны работать комплексно для достижения максимального эффекта. Пять компонентов – не так уж и много для того, чтобы если не остановить потерю ценных кадров, то хотя бы продлить срок работы каждого сотрудника в вашем предприятии.

Регулярно проводите оценку по каждому компоненту модели и корректируйте управленческие решения в соответствии с полученной обратной связью от сотрудников.

Пересмотр приоритетов позволит поддерживать здоровую рабочую атмосферу и удерживать ценные кадры в долгосрочной перспективе.