Категория: Проектирование

Открыть спа-объект с нуля не так просто, как ошибочно считают многие инвесторы. А запустить его работу так эффективно, чтобы он приносил доход и выделялся на фоне многочисленных конкурентов, – еще сложнее. О том, что необходимо учитывать перед созданием собственного спа-салона, как грамотно выбрать консультантов и какие типичные ошибки можно выделить, рассказала Елена Тихоненко – один из ведущих экспертов в сфере проектирования и открытия SPA и Wellness объектов, генеральный директор группы компаний «Меди СПА Технолоджи».

Несмотря на мнение многих предпринимателей о том, что спа-бизнес – это просто красивая игрушка, данная сфера является достаточно конкурентной, а значит, требует тщательной проработки объекта на всех этапах создания. Инвесторов, которые все же признают серьезность спа-бизнеса, можно разделить на три условные группы. К первому типу относятся те, кто считают, что все могут сделать самостоятельно. Человек посещал салон, получал услуги, а значит, по его мнению, все знает. Вторая группа инвесторов понимает, что нуждается в консультанте, но по незнанию выбирает неграмотных специалистов. К редчайшему третьему типу относятся те инвесторы, которые осознают, что бизнес должен работать и приносить доход, и грамотно подходят к выбору консультантов.

В первом случае спа-объект практически обречен на провал. Когда инвестор понимает это, он все-таки обращается к экспертам, но перестроить уже существующий проект намного дороже и сложнее, чем создать новый, а значит, консультанты в большинстве случаев оказываются бессильны. Продать салон или сдать его в аренду тоже вряд ли удастся, поскольку люди, которые планируют покупку такого рода, являются профессионалами – они смогут быстро оценить рентабельность объекта.

Именно поэтому важно выбрать грамотных экспертов уже на старте. Как это сделать? Обращайте внимание на опыт консультантов, на их «портфолио», состав команды, на то, есть ли у них реализованные проекты, которые не просто открыты, а еще и приносят неплохой доход. Рентабельность в этом случае является ключевым понятием. Грамотный инвестор запросит список рекомендаций консультантов, пообщается с их заказчиками. Лучше не жалеть времени и средств и приехать в спа-салон, который открывался при поддержке экспертов, – это даст более полную картину. Важно понимать, помогут ли консультанты на уровне управления, поскольку построить спа-объект можно, но вот запустить его самостоятельно при отсутствии опыта инвестор вряд ли сможет. Эксперты, которые понимают, что они будут отвечать за результаты и участвовать в управлении, отнесутся к планированию и разработке намного серьезнее. Понятно, что, например, специалисты московских компаний вряд ли поедут на другой конец страны управлять салоном, но в онлайн-режиме они всегда могут участвовать в менеджменте.

Итак, эксперты выбраны. Обсудить взаимодействие с ними нужно «на берегу». Многие консалтинговые компании являются поставщиками оборудования или косметических марок. Важно, чтобы в салон не попало все оборудование, с которым работают консультанты. Вопрос стоит задавать прямо: если ваша компания торгует оборудованием, то где гарантия, что все оно, в том числе ненужное и не работающее, не попадет в наш объект? Профессиональный эксперт сможет аргументировать, что именно будет использовано в салоне и почему с точки зрения стоимости и качества сделан такой выбор.
Важно четко прописать в договоре, что именно входит в обязанности эксперта, а что – в обязанности архитекторов, технологов, дизайнеров и так далее. Здесь также требуется тщательный контроль работы: архитекторы, как правило, далеки от спа-бизнеса и редко учитывают технику безопасности, требования Роспотребнадзора и так далее. Поэтому выработка архитектурного решения должна происходить с участием технологов и консультантов.

Дизайнеры, работающие над интерьером салона, так же обычно имеют свое видение: вполне можно столкнуться с отделкой ониксом, шкурами животных на стенах, камушками и выращенной травой… Можно привести множество примеров неудачных решений, из-за которых управляющий вынужден будет перед каждой проверкой в спешном порядке обрабатывать все чистящими веществами. Профессиональные эксперты должны проработать каждую мелочь. Например, удобный кран в кабинете мастера, который можно открыть почти не касаясь пальцами в косметическом масле. Или регулируемое освещение в кабинете, чтобы свет люстры не бил в глаза клиенту при проведении процедуры. Следующий шаг – это контроль работы инженеров, которые также не всегда учитывают требования техники безопасности. Например, чтобы не портить плитку, инженеры могут отказаться от розеток в полу, и в результате мы получаем кабинет с кучей проводов, которые мешают и клиентам, и мастеру.

Еще одна типичная ошибка инвестора – выбор самых дорогих отделочных материалов. Каким бы ни был объект, вы не продаете строительные материалы. Вы продаете услуги мастеров. Если дизайн роскошен, но сотрудник не справляется, то никто не заплатит за то, чтобы посмотреть на люстру. Более того, важно учитывать, что дизайн необходимо обновлять. Если клиент приходит к вам несколько лет, то ему рано или поздно наскучит одинаковая мебель и отделка. Поэтому на этапе разработки технического задания дизайнеру нужно указать, что интерьер должен быть таким, чтобы его можно было легко переоформить: заменить шторы, поставить другие вазы, сменить цвет стен. Спа-салон должен идти в ногу со временем, а стремление заработать на интерьерных фишках заканчивается неудачей.

Если на отделке экономить можно и нужно, то оборудование должно быть дорогим и качественным. Если кушетка китайского производства через полгода развалится, то вы больше потратите на ее замену. Можно позволить себе поставить дешевую мебель, но вот серьезное оборудование, которое является основным инструментом заработка, требует вложений.

Многие инвесторы стремятся ориентироваться на эксклюзивные косметические марки, что также является ошибкой. Такие марки появляются и исчезают, поскольку объем продаж у них небольшой. Лучше выбирать те бренды, которые уже зарекомендовали себя и в России, и во всем мире. Несомненным плюсом является и то, что, как правило, такие марки предоставляют бесплатное обучение. В конце концов, клиент приходит не на спа-марки, а на комплексную услугу.

Остальные вопросы: подбор персонала, обучение, мотивация – возникают на этапе управления салоном, где также потребуется участие экспертов, поскольку опытному специалисту иногда необходима помощь другого человека – более опытного. Особенно это касается тех случаев, когда управлением бизнесом сопряжено с таким количеством нюансов и тонкостей.