Санатории и курорты

Категория: Cанатории и курорты

Спрос на услуги спа и велнес -центров растет во всем мире. По мнению Европейской курортной ассоциации (ESPA), около 20 миллионов европейцев посещают курорты, по крайней мере, один раз в год. Государственной статистики, которая бы учитывала спрос россиян на отдых и лечение на российских и зарубежных курортах, нет. Однако мониторируя поисковые запросы в интернете на протяжении нескольких лет, мы видим существенный рост запросов по ключевым словам: курорт, санаторий, SPA, спа, wellness, велнес.

Такая тенденция российского туристского рынка связана, прежде всего, с тем, что в России изменяется отношение к своему здоровью и из потребительской категории оно все более переходит в экономическую категорию. Кроме того, для активных деловых людей внешность и вид здорового преуспевающего человека являются своеобразной визитной карточкой, а занятия споротом и посещение фитнес-клубов – образом жизни. Отели высокого класса, ориентированные на конгресс-туризм и деловой туризм в соответствии с международными стандартами обязательно имеют в своей структуре центр здоровья (спа, фитнес или велнес). Поэтому все процедуры спа-центров, составляющие программы красоты и анти-стресс, призваны обеспечивать «гладкую кожу лица, мимически хранящего следы веселого нрава» – главные составляющие красивой внешности по оценке как жителями коренных племен в Венесуэле и Парагвае, так и людьми из России, Бразилии и США.

Основные принципы оздоровления известны человечеству уже более 2000 лет. В основе римской системы оздоровления были термы, основные идеи которых в настоящее время представлены в спа и велнес -центрах. «Маршрут здоровья» римских патрициев начинался с palaestras – атлетических занятий. Тренажеры, фитнес, игровые виды спорта – обязательный элемент оздоровительных, спа и велнес -центров. После этого можно перейти в «термы» – в водную и термальную зоны. В таких зонах всегда есть табло, рекомендующее «маршрут здоровья» и продолжительность каждой остановки.

В Германии еще в XIX веке вошли в моду купания в соляных источниках, как аналог модным тогда морским купаниям. На таких источниках были построены курорты, трансформировавшиеся в настоящее время в спа и велнес -центры.

В Подмосковье воды подземного Московского моря, выведенные скважинами с глубины от 1 000 м, заполняют бассейны с «морской» водой во многих санаториях.

Отдых на термальных источниках в выходные чрезвычайно популярен в Венгрии, Франции, Италии, Израиле, Японии. Это в какой-то степени противоречит законам традиционной бальнеологии, однако согласно современным исследованиям дает стойкий клинический эффект и не приводит к обострению заболеваний.

Еще одна составляющая спа и велнес -центров, возможно, даже более частая – программы ухода за лицом и телом. Женщины для ухода за лицом и телом использовали дары природы задолго до появления специальных косметических средств. Известно, что воды Мертвого моря везли через пустыни во дворец Клеопатры, когда слава о солях, дарующих не только исцеление, но и красоту, достигла берегов Нила. В древних японских хрониках можно прочесть, что за одно купание в Таматсукури онсен (бассейне с целебными водами) можно обрести ослепительное лицо и фигуру, а за два избавиться от болезней.

В XIX веке на курорте «Старая Русса» дамские талии затягивали в плотный корсет из лечебной старорусской грязи, поскольку считалось, что грязь «поедает» жировые складки на боках.

Российские спа и велнес- центры имеют ряд своих преимуществ, обусловленных традициями, о них подробно написано в статье: Преимущества и принципиальные отличия услуг, предлагаемых MEDI SPA и wellness центрами в санаториях и курортных бальнеоцентрах от аналогичных услуг, предлагаемых салонами красоты.

Выводы:

спа-процедуры не являются лечебными мероприятиями, а скорее сопутствующими услугами, однако они востребованы в санаториях и на курортах, поскольку:

  • повышают конкурентоспособность санатория / курортного отеля;
  • способствуют большей загрузке, особенно в низкий сезон;
  • повышают терапевтическую эффективность курортной терапии, оказывая общее гармонизирующее действие;
  • повышают экономическую эффективность, как за счет продаж дополнительных услуг (оздоровительных и SPA-процедур), так и за счет продаж сопутствующих товаров (природных и косметических средств для домашнего ухода, спортивной одежды и обуви для посещения бассейнов и фитнес-центров).

В настоящее время многие санаторно-курортные учреждения открывают спа и велнес -центры, косметические салоны, аква-зоны. Наибольшая экономическая эффективность здесь обеспечивается если спа или велнес -центр в санатории существует автономно и доступен как для посещения всеми гостями курорта, так и клиентами «с улицы».