Категория: Эксперты и мнения

«Каждый год, 31 декабря мы с друзьями ходим в баню», – говорили герои всем известной киноленты, которую ежегодно показывают в период новогодних праздников. В конце прошлого 2014 года 31 декабря, помимо праздничных сюрпризов, рынок индустрии красоты ждал еще один «подарок». А именно принятие федерального закона №523 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». И уже с 23 января 2015 года, полноправно вступив в силу, данный закон ужесточил административную и уголовную ответственность за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, и медицинских изделий.

Прошло полгода. Как сегодня ведет себя рынок и стал ли он более цивилизован в свете новых ограничений государства? Если вы хотите узнать, с какими мыслями и настроением встретили новый год поставщики профессиональной косметики, и как они прожили последние 6 месяцев, то я советую прочитать мою статью до конца.

Все по-взрослому. От древнего Рима до современной цивилизации

Итак, в целом, ужесточение административного наказания и введение уголовной ответственности за продажу незарегистрированных медицинских изделий (далее МИ), было направлено на защиту жизни и здоровья наших российских граждан. То, что наше государство озаботилось наказанием за подделку лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок – это прекрасно. Сразу вспоминаю обвинительную речь Цицерона против Катилины, и как говорится: «Доколе, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?». Теперь, не будет.

Лично я рад и горд, что, наконец-то, наше российское законодательство может соответствовать требованиям Конвенции Совета Европы (общеевропейское соглашение о борьбе с фальсификацией лекарственных средств и медицинских товаров), которую уже подписали Украина, Австрия, Кипр, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Израиль, Италия, Португалия и Швейцария. Только к несчастью, выражение «находить золотую середину», для нашей страны понятие незнакомое. Так, за производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, вы получите, действительно, серьезное наказание. Да-да, все по-взрослому. А именно, вас ожидают: принудительные работы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Когда я прочитал этот закон, то представил себе лицо тех поставщиков, которые ввозят на наш рынок незарегистрированные марки МИ и продают их салонам, клиникам красоты и просто частным косметологам. Я решил, что это будет революция! Что с рынка уйдет весь тот шлак, который каким-то образом попадает в салоны красоты, а после к людям под кожу. Вся эта вереница дешевых филлеров и биоревитализантов с непонятными названиями канет в лету. Наконец-то, те дистрибьюторы, которые не пожалели средств и времени сделать регистрацию МИ, будут оценены по достоинству и получат свой заслуженный приток новых клиентов, которые не желают предлагать своим потребителям незарегистрированный контрафактный продукт. Но, это я так решил. Прошло полгода, и оказывается, рынок решил немного иначе.

Пиар-войну никто не отменял

И началось… Я уже ни первый раз говорю в своих статьях о пользе и необходимости здоровой конкуренции между игроками на рынке. Это держит в тонусе и не дает расслабляться вашему бизнесу. Правда, в свете новых ограничений государства рынок индустрии красоты немного сошел с ума.

Некоторые поставщики, скрипя сердцем, но все же подали заявки на оформление легальной продажи МИ, но их было немного. Без иллюзий. Мы же в России живем. Кто-то начал срочно продавать по сходной цене все, на что нет свидетельства о государственной регистрации. В этом нет ничего удивительного. Возможно, что участник рынка не хочет тратиться или просто не имеет в свободном распоряжении от 800 до 1 500 000 млн. рублей на оформление официальных документов. По моему мнению, это дорога в никуда. На месте производителя, я бы сразу начал искать другого дистрибьютора, который может позволить себе оформление регистрационных форм. А на месте такого поставщика, забыл бы про продажу МИ и сосредоточился бы на других единицах косметического рынка.

В первые пару месяцев 2015 года самые крупные дистрибьюторы индустрии красоты превратились в заносчивых павлинов. Они сразу же распустили хвосты своих пиар компаний, демонстрируя всему рынку преимущество наличия разрешительных документов на свой товар. О, поверьте, это было незабываемо! Кто во что горазд. Мне это всегда нравилось и вызывало улыбку на лице. Самое главное, чтобы такие самолюбования не сказывались на кошельке владельцев красивого бизнеса.

И разумеется, есть те, кто ничего не стал менять. Дабы не подводить своих клиентов, какой-то процент поставщиков продолжают сбыт МИ. Словно закона и не было вовсе. Как у них получается стабильно осуществлять свою деятельность, для меня не загадка. Но они явно имеют козырь в рукаве, если позволяют себе «спать спокойно» при отсутствии необходимых документов.

Нельзя не сказать, что были прецеденты, по факту фиксирования нарушения данных законов и поставщики были вынуждены выплачивать огромный штраф. С законом шутки плохи.

Помимо того, что Роспотребнадзор проверяет косметические средства на соответствие Техрегламенту «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (на что я всегда обращаю внимание руководителей клиник и салонов красоты), так еще и Росздравнадзор цепко ухватился холодными ладошками за рынок красоты. Чего, собственно, не скрывает. Это видно по итогам года, которые он опубликовал. Что мы здесь видим? Неуважение к собственному бизнесу и нежелание застраховать себя от проверок руководителей предприятий. Итак, в 2014 году было проведено 17 778 проверок. В 8 287 случаях были выявлены нарушения закона. Из них на юридические лица и ИП пришлось 7 603. Проверку осуществляли 737 служащих Росздравнадзора – по всей России, естественно. Штрафов было собрано 73 миллиона рублей (!), в 1.6 раза больше, чем в 2013 году. С характером выявленных нарушений вы можете ознакомиться на официальном сайте Росздравнадзора. Когда, я читал этот список и смотрел на эти цифры, в моей голове были следующие мысли.

У каждого своей хлеб. Каждый зарабатывает в нашем мире, как может. Принятие подобных федеральных законов, безусловно, преследует цель сделать рынок Российской Федерации еще более цивилизованным, более грамотным и комфортным для потребителя. Но учитывая уровень самосознания участников рынка и его потребителей, будет ли это эффективно в последующие шесть месяцев и после?

Сегодня запрещено продавать МИ вне стационарных условий и на дому. То есть филлер или биоревитализант косметолог дома у пациента применить не может, поскольку в этом случае, оказывая услугу, он одновременно продает и данные медизделия. Перестанут ли косметологи работать на дому? Сможет ли клиника красоты без опаски покупать МИ у поставщика, с полной уверенностью, что регистрационные документы лежат у него в сейфе априори? Я думаю, вы сами знаете ответ на этот вопрос.

Новый закон. Венец системы или старые грабли?

Как утверждает рекламный слоган одного шоколадного бренда: «Россия – щедрая душа!». Попробуйте с этим поспорить, и вам быстро подарят новый закон. Так, начиная с 7 октября 2014 года, все высокоморальное бизнес-сообщество индустрии красоты до сих пор ждет с замиранием сердца свой подарок. А именно ФЗ «Об обращении медицинских изделий». Сами понимаете с бухты-барахты такие дела не делаются, поэтому 8 апреля 2015 года Министерство здравоохранения РФ опубликовало очередную новую версию проекта отраслевого закона «Об обращении медицинских изделий». Данная версия трактовки закона была размещена на публичные обсуждения до 8 мая 2015 года. Надеюсь, это финишная прямая. Так как предыдущая версия законопроекта прошла не одну стадию публичных обсуждений и процедуру оценки регулирующего воздействия в Министерстве экономического развития РФ (по результатам ОРВ принятие закона было рекомендовано отложить до момента утверждения всех нормативно-правовых актов на уровне Евразийского Экономического Союза). Следующей стадией должно было стать утверждение на уровне Правительства РФ и направление документа в Государственную Думу РФ. Новая версия проекта закона на треть короче предыдущей. После стадии публичных обсуждений документ должен будет вновь пройти оценку регулирующего воздействия, стадию рассмотрения и утверждения Правительством РФ и отправку в Госдуму РФ.

Вы, кстати, можете смело найти проект данного ФЗ в Интернете и поразмышлять на что он направлен с точки зрения взаимодействия с косметическим рынком. Помимо того, что он разработан с целью ужесточения условий обращения и производства изделий медицинского назначения в РФ, какие еще «сюрпризы» нужно ожидать? Как по-вашему сможет ли принятие закона снизить вероятность наступления негативного фактора от использования некачественных изделий? Увеличат ли нормы закона среднюю стоимость продукции на рынке, и сократят ли количество участников на рынке или все останется как есть?

Хотя, прежде чем отказываться от сна и садится за вычитку нового закона, давайте вспомним о той базе, которая у нас есть на сегодняшний день. А именно:

  1. Постановление Правительства РФ от 25.09.2012 N 970 «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий»;
  2. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 615 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий»;
  3. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники»;
  4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (ред. от 17.10.2013) «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий»;
  5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 N 735 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения»;
  6. Приказ Минздрава России от 05.04.2013 N 196н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по контролю за обращением медицинских изделий»;
  7. Приказ Минздрава России от 6 июня 2012 г. N 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий».

И это далеко не весь список нормативных документов. Но его, по всей видимости, в 2015 году обязательно дополнит новый ФЗ.

Рассуждая со стороны дистрибьютора профессиональной косметики, лично мне интересны следующие пункты этого закона, на которые он распространяется:

  1. В какие рамки закона относить косметологические изделия, кроме изделий, предназначенных для использования в медицинских целях?
  2. Как регламентировать сбыт косметической продукции, за исключением той, что предназначена для проглатывания, ингаляции, инъекции или имплантации в тело человека, а также применяемую в медицинских целях?
  3. Как закон о медизделиях будет относиться к косметическим продуктам, предназначенным для инъекции, как сказано в проекте?

И еще, любому салону или клинике красоты хотелось бы, покупая филлеры, мезонити ибиоревитализанты, видеть пакет документов с результатами клинических испытаний. Что предложит новый закон в свете этого пункта, пока неизвестно.

Потребитель приобретает новое лицо

Тем поставщикам, кто ввозит на территорию РФ косметологическое оборудование, будет куда интереснее жить с новым законом. Я разумеется, говорю сейчас с сарказмом. В законопроекте мое (если честно не только мое, почитайте комментарии других бьюти-экспертов) внимание привлек термин «взаимозаменяемые медицинские изделия».О, как! Такие изделия, могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, таким образом, что субъект обращения медицинских изделий может заменить одно медицинское изделие другим.

Вы только представьте себе количество рекламных сообщений, которое тоннами валится на вас ежедневно, информируя об уникальности и неповторимости того или иного лазера, косметологического комбайна или многофункциональной платформы. Что же будет после принятия такого закона? Как поведут себя дистрибьюторы, которые будут в откровенном замешательстве как позиционировать, к примеру, CO2 лазер и не попасть под статью КоАП 14.7 «Обман потребителей», давая ложную информацию о методиках воздействия. Хотя, штраф в сравнении с ФЗ №523(о котором я говорил в начале статьи) относительно небольшой. Если вам придет в голову назвать обычную фракционную насадку СО2 – ультрасовременной насадкой для карбонового пилинга с нано частицами гиалуроновой кислоты, то это будет грозить вам (как юридическому лицу) штрафом от двадцати до сорока тысяч рублей. Ну, и естественно потерей репутации в глазах обманутого клиента. Не могу утверждать на сто процентов, но не исключаю возможности, что, согласно новому законопроекту, разрешение проведения проверок без участия прокуратуры развяжут руки для коррупции на местах со стороны рядовых исполнителей проверяющих структур. А ведь, сколько раз такое было и вспомнить страшно. Неужели мы опять наступим на старые грабли?

Прогноз эксперта

Когда ты защищен разрешительными документами и ведешь бизнес открыто, тебе нечего боятся новых законов или ограничений государства. Лично я всегда спокойно реагировал, но любые свежие изменения в нашем законодательстве. Единственное, что меня волнует, – это вопрос цивилизованной игры на рынке. Как бы мы поставщики не «выезживались» друг перед другом, какие бы рекламные компании не запускали. Для полноценной игры нужно две стороны. Это дистрибьютор косметики и салон, работающий на данной косметике. И меня совсем не радует, когда от новых законов будет страдать моя вторая сторона игры. Здесь у меня лично включается абсолютно нормальный эгоизм делового человека. На сколько бы хорош не был мой продукт и постпродажное обслуживание, я хочу комфортной игры для обеих сторон. А это возможно только тогда, когда мой клиент имеет возможность выбора и чувствует себя максимально защищенным. Предугадать поведение непрофессионального поставщика на рынке красоты, как оказалось очень легко. Это необдуманные шаги, страх и потеря постоянных клиентов. Крупный игрок будет вести себя, как мудрый пешеход во время внезапного торможения автомобиля. Он не станет бегать и суетиться на дороге бизнеса. Он сначала остановится и обдумает траекторию следующего шага. Как показывает практика, именно такие и выживают в экстренных ситуациях. Я искренне надеюсь, что новые законопроекты будут тщательно обсуждены, проверены специалистами. Что это не будет «копипаст» предыдущих законов. И что каждый пункт и каждое слово в новых законах будут работать на то, чтобы сделать наш рынок еще более цивилизованным и мудрым.

Алексей Савостин, эксперт красивого бизнеса